В нашем районе система дошкольного образования представлена шестью дошкольными образовательными учреждениями и одной общеобразовательной школой с реализацией образовательной программы дошкольного образования, в которых воспитываются 613 детей. Накануне Дня воспитателя, который ежегодно празднуется 27 сентября, наш корреспондент встретился с начальником сектора экспертно-методической работы МУ «Центр бухгалтерского учёта и методической работы системы образования» Н.В. Жуковой и задал ей ряд вопросов:
- Здравствуйте, Наталья Васильевна. В нашей стране система дошкольного образования уникальна и не имеет аналогов в других странах. В чём же преимущество российского дошкольного образования на Ваш взгляд?
- Под дошкольным образованием в России понимают воспитание, обучение и развитие детей-дошкольников (с 2 месяцев до 7 лет), присмотр и уход за ними, их оздоровление. Детские сады – первое звено российской образовательной системы. Цели и задачи современного дошкольного образования связаны с всесторонним развитием дошкольника.
Действительно, у российской государственной системы дошкольного образования нет аналогов в мире, в первую очередь по доступности – отдать ребёнка в детский сад могут все граждане страны. Дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях от нескольких часов (в группах кратковременного пребывания) до полного дня. Детей отдают в детский сад, чтобы они не только были под присмотром, пока родители на работе, но и проходили обучение по образовательным программам – общим или коррекционным, социализировались, физически развивались, проходили регулярные медосмотры.
- А в сравнении с постсоветским периодом, какие произошли изменения в дошкольном образовании?
- Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. С 1 января 2014 г. введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором признана важность и уникальность периода дошкольного детства. ФГОС ДО призван способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Таким образом, обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.
- Наталья Васильевна, в нашем районе есть ли дети, которые не посещают детский сад? По каким причинам? И какая работа проводится с семьёй?
- По данным мониторинга, проводимого управлением образования, в районе есть дети, которые не посещают дошкольные учреждения, но их мало. Основные причины: отпуск мам по уходу за ребенком, по состоянию здоровья дети – инвалиды дошкольного возраста, которые находятся на семейном образовании. Дошкольными учреждениями с данными семьями ведётся разъяснительная работа, родителей приглашают в детский сад, где наглядно демонстрируют предоставляемые услуги.
- А как оценивает работу дошкольных учреждений родительская общественность?
- Ежегодно в дошкольных учреждениях проводится мониторинг удовлетворённости населения качеством дошкольного образования. В 2020 году данный показатель составил 98%.
- Расскажите о количественном и качественном составе педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.
- Реализация ФГОС ДО возможна лишь при условии профессиональной готовности педагогических и руководящих кадров дошкольных учреждений. В детских садах работают 55 педагогов. Коррекцию недостатков развития осуществляют 7 педагогов-психологов, 6 учителей-логопедов, 7 инструкторов по физической культуре, 7 музыкальных руководителей.
Доля педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку за три года, составила 100%. Высшее образование имеют 27 педагогов, среднее специальное - 28 педагогов. Аттестованы 49 человек, из них высшую квалификационную категорию имеют 25 педагогов, первую – 24 педагога. Доля молодых педагогов до 35 лет в общем числе педагогов составляет 7 человек или 12,7%. Существует проблема недостаточного притока молодых специалистов в систему дошкольного образования района.
- Что пожелаете своим коллегам - педагогам в профессиональный праздник?
- Уважаемые коллеги! Сердечно поздравляю вас с наступающим профессиональным праздником.
Желаю вам достижения высокого уровня профессионализма, большого уважения со стороны ваших коллег и родительской общественности. Пусть никогда не покидает вас оптимизм, уверенность в себе, готовность к новым поискам. Здоровья вам и вашим близким.
Интервью провела И. Лукина
|